Философия о комфорте: что может сделать здание произведением искусства

Когда архитектура и красива, и этична, она вызывает доверие. «Не стоит переводить мрамор на то, во что не веришь, но то, во что веришь, можно построить используя шлакоблок », — говорил Луис Кан, истинный архитектурный пророк нашего времени; это его замечание одновременно и поощряет возвышенные архитектурные устремления, и ставит на место претенциозных ремесленников. Архитектура как искусство возникает из желания достичь чего-то большего, нежели решение чисто практических задач. Это более глубокое желание уже само по себе является этической функцией, поскольку отсюда следует, что искусство, выраженное в форме здания, — не просто искусство ради искусства, но и попытка достичь определенной общественной цели.
На самом деле это, вероятно, лучшее из всех возможных определений этической функции: когда архитектура является искусством, это не только искусство ради искусства, но и искусство ради достижения общественной цели.
Это тем более так, поскольку бóльшая часть архитектуры, стремящейся быть высоким искусством, не особенно красива с обывательской точки зрения. Яркой иллюстрацией тут могут послужить многие работы самого Кана — на первый взгляд они кажутся грубыми и обретают величественность только благодаря своей способности западать в память.